«Формула-1» — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.
Чемпионат
мира Формулы-1 проводится каждый год и состоит из отдельных этапов
(имеющих статус гран-при). В конце года выявляется победитель
чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды.
Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок
конструкторов.
Команды, участвующие в гонках Формулы-1,
используют на гран-при болиды собственного производства. Таким образом,
задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и
обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с
нуля» спроектировать и сконструировать болид.
Поскольку команды
строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции
команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические
решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных
автомобилей.
14 октября 2010 года был подписан контракт на проведение Гран-при России до 2020 года с опционом на продление.
Гонка
Формулы-1 Гран-при России будет проводиться в Сочи на трассе в
Олимпийском парке с 2014 года, спустя 100 лет после последнего Гран-при
России, проведенного в дореволюционное время.
Сайт F1: http://www.formula1.com/default.html
Основные правила
- Каждая команда сама создаёт шасси для своего болида. Моторы могут быть приобретены у стороннего производителя. За соответствием машин техническому регламенту следят стюарды Международной федерации автоспорта.
- От каждой команды в каждом Гран-при должны
выступать два гонщика, при этом раскраска машин должна быть одинаковой
(за исключением номеров). В случае, если команда не выйдет на старт
гонки или выставит только один болид, это может караться штрафом.
- Гран-при проводится с пятницы по воскресенье (за исключением
Гран-При Монако, где свободные заезды производятся в четверг) и состоит
из свободных заездов, квалификации и гонки. Сезон состоит из различного количества Гран-при: от 7 в 1950 до 20 в 2012 и обычно проводится с марта по ноябрь.
- За первые 10 мест на финише гонки пилоты и команды получают очки по
системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Трое первых гонщиков поднимаются на
подиум. В честь победителя играет гимн страны, по лицензии автоклуба
которой он выступает, а затем — гимн страны команды победителя. Страна
команды победителя определяется по государству, выдавшему ей лицензию на
участие. Если гражданство пилота и страна команды победителя совпадают, гимн играется один раз.
- Очки, набранные пилотами в гонке, прибавляются к их счёту в борьбе
за титул чемпиона мира, а также к счёту их команд в борьбе за Кубок
конструкторов.
Гран-при
Порядок проведения Гран-при, обязанности команд и пилотов определяются спортивным регламентом. Его положения должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками чемпионата мира Формулы-1.
На Гран-при от одной команды могут выступать 2 пилота в квалификации и
гонке. Кроме того в свободных заездах в пятницу команда может
использовать третьего пилота, но принимать участие могут только 2
машины.
В случае болезни или иных уважительных причин третий пилот может
заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды, но
3-й пилот может быть допущен к гонке только если он участвовал в
квалификационных заездах. Очки, набранные запасным пилотом в гонке,
будут начислены на его личный счёт в чемпионате мира; в борьбе за Кубок
конструкторов эти очки будут прибавлены к счёту команды, как если бы за
неё выступал основной пилот. В течение сезона за одну команду могут
выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4 пилотов.
Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить супер лицензию Международной федерации автоспорта.
Свободные заезды
- Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий. Как правило, две
сессии продолжительностью по 1,5 часа проводятся в пятницу, одна,
продолжительностью в 1 час, — в субботу, перед квалификацией. На Гран-при Монако
первые 2 сессии проходят в четверг, а последняя — так же как обычно — в
субботу. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в
свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и
настроить болид.
- Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как
минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных
заездов.
Квалификация
За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз.
Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия
длится 20 минут. Вторая сессия короче — 15 минут. Третья — самая
короткая — 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько
кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим
временем.
- В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают
произвольное число кругов. Для каждого пилота выбирается лучшее время
прохождения круга, и последние 7 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию, занимая места с 18-го по 24-е.
- Во второй сессии принимают участие оставшиеся 17 пилотов,
снова проезжающих круги в произвольном режиме. Опять выбывают 7 пилотов,
показавших худшее время по итогам данной сессии. Они занимают места с
11-го по 17-е.
- В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших
лучшее время прохождения круга во второй сессии. Они соревнуются между
собой на тех же условиях, что и ранее. Снова сравнивают лучшее время
прохождения круга, определяя пилотов, занимающих первые 10 мест на
старте гонки.
Эта процедура применима в случае участия 24-х машин, если участвуют
22 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по шесть
участников. Если участвуют 20 машин, тогда после первой и второй сессии
исключаются по пять участников.
После окончания квалификации болиды первой десятки отправляются в закрытый парк,
то есть до начала гонки нельзя делать какие-либо изменения, то есть:
менять состав резины, вносить коррективы в настройки шасси, менять
настройки двигателя и т. п. Разрешаются лишь незначительные изменения
настроек, и под чутким наблюдением инспекторов FIA. Первая десятка
должна стартовать на тех же шинах, которые были установлены на болиде в
тот момент, когда было показано лучшее время. В исключительном случае
комплект шин может быть заменен на аналогичный, если шины были
повреждены, по согласованию с техническим делегатом ФИА. Остальные
пилоты, занимающие места на стартовой решётке с 11-го и ниже, имеют
право выбрать тот тип резины, который захотят. Если квалификация прошла
на сухой трассе, а перед началом гонки она объявлена дождевой, то на
всех машинах должны быть установлены дождевые шины и наоборот.
В случае наложения стюардами на пилотов или команду штрафов в виде
лишения нескольких мест на старте, эти штрафы применяются
непосредственно перед стартом гонки, то есть квалификация проходит без
их учёта. Чаще всего штрафы получают за блокировку гонщика на быстром
круге и за замену двигателя или коробки передач.
Гонка
- Гонка проводится в воскресенье,
с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее
время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не
пришлась на слишком раннее утро[5]. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома.
Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была
равна или минимально превосходила 305 км (исключение — 260 км на Гран-при Монако).
При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает,
что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по
истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться
гонщики, будет объявлен последним. Если гонка по каким-то причинам
прерывается красными флагами, то по прошествии 4 часов с момента старта
гонка также объявляется завершенной, даже если чистое время гонки к
этому моменту будет менее 2 часов.
- За 15 минут до прогревочного круга гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам квалификации.
На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но
за 15 секунд до прогревочного круга гонки все, кроме пилотов, сидящих в
болидах, должны покинуть стартовое поле.
- По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг,
во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный
круг используется в основном для того, чтобы прогреть резину, улучшив
таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного
круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала
светофора начинают гонку в соревновательном режиме.
- В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов
для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания
болида. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена,
таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно
сказалось на весе болида и его управляемости. Количество пит-стопов и
то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки.
Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой
машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3
пит-стопов для каждой машины, в зависимости от трассы и выбранной
стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество пит-стопов может
увеличиваться. Это может быть связано с неисправностью или повреждением болида,
либо с внезапно изменившимися погодными условиями. В последнем случае
на машине нередко не только меняется резина, но и регулируются углы атаки антикрыльев. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.
- На каждую гонку выбирается два подходящих характеристикам трассы
типа резины, одинаковые для всех команд. Если гонка не объявлена
дождевой, каждый гонщик обязан использовать оба типа, что автоматически
приводит к одному обязательному пит-стопу.
- Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (на свободных заездах до 60 км/ч).
Исключение составляет гонка в Монако, где скорость проезда по пит-лейн
ограничена отметкой в 80 км/ч. Нарушивший это правило получает штраф в
виде проезда по пит-лейн. Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе (см. Интересные факты). На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов
своей команды. В этот момент механики меняют резину, проверяют
состояние болида, меняют поврежденные элементы и проводят другие
необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа
в Формуле-1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп
занимает менее 5 секунд, а у некоторых команд, например McLaren или
Ferrari, пит-стоп занимает менее 3 секунд.
- По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают
очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое,
второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем — гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского:
пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым
Гран-при. В Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется
безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.
- В исключительных случаях, когда продолжение соревнования угрожает
жизни или здоровью людей, гонка может быть остановлена досрочно. При
этом на трассе вывешивается красный флаг.
Вопрос о возобновлении гонки в этом случае решается дирекцией Гран-При.
Если гонка не возобновляется, и гонщики преодолели к этому моменту 75 %
дистанции, то финишным результатом считается порядок мест,
существовавший за два круга до остановки гонки (то есть если обгон
лидера состоится на последнем или предпоследнем круге, то пилот,
совершивший обгон, не будет признан победителем, см., например, инцидент
на Гран-при Бразилии 2003 года).
Если же к моменту остановки гонки гонщики не прошли 75 % дистанции и
гонка не возобновляется, то гонщики получают половину от положенных им
очков.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий